Кого как правильно хвалить

                    Похвала для каждого разная

     Инициативный коллектив, улучшение качества выполняемой работы, профессионализм и трудолюбие сотрудников — эти цели являются общими для всех руководителей. Однако средства для достижения поставленных задач боссы выбирают разные — кто-то предпочитает закручивать гайки и за любую провинность применять репрессивные меры, а кто-то, наоборот, поощрять и всячески мотивировать своих подчиненных… Ученые зафиксировали, что применение адекватных, соответствующих психологическому типу работника, поощрений повышало производительность труда сотрудников более чем на 50%.

     Средства повышения эффективности работы сотрудников были взяты менеджерами в серьезный оборот еще в середине XX века, когда в США в рамках поведенческого анализа появилось целое научное направление Organizational Behavior Management — управление организационным поведением. Согласно ему поощрять человека нужно непосредственно по окончании работы. По мнению идеологов этой методики, если премиальные выплачиваются по графику, а не непосредственно после качественно сделанной работы, эффект поощрения сводится к нулю. Не менее желанный вид поощрения — похвала. К ней у работников нет привыкания, поэтому отмечать хорошо сделанную работу и профессиональные качества сотрудника нужно достаточно часто. Однако делать комплименты надо умеючи и хвалить человека лучше по факту выполнения работы.

     «Самый эффективный способ мотивирования сотрудников — это разумный баланс между «кнутом», выражающимся в контроле и разумной критике, и «пряником» — похвалой, премией или другим видом поощрения, — рассказала популярному изданию бизнес-тренер, психолог-консультант центра деловой психологии «Сфера» Ольга Мoнакова. — Работники, которых больше стимулируют поощрения, относятся к типу людей достижения. Они амбициозны, уверены в себе, нацелены на результат и предпочитают завышать себе планку. Этих людей нужно поощрять знаками отличия и премиями. Сотрудники, которых больше мотивирует страх наказания, напротив, относятся к типу людей избегания, которые боятся не справиться со своими обязанностями. Они склонны все перепроверять и чувствуют себя комфортно в определенных должностных рамках. Этим людям необходимо создать ощущение стабильности и покоя, поощрив их прибавкой к зарплате. Однако руководитель должен как отмечать все достижения сотрудников, так и при необходимости указывать на промахи».

     А массовый опрос, проведенный американской маркетинговой компанией Maritz Pоll, лег в основу целой классификации. Так, исследователи выделили шесть типов сотрудников в зависимости от наиболее предпочтительных для них поощрений (ПРИМ Нам хотелось бы получить более подробное описание, как четко отличить один тип от другого).

Охотники за бонусами (22%, большинство из которых — женщины), рады любым вознаграждениям, но идеальный для них вариант — подарочные сертификаты и туристические путевки. Однако поощрительное участие в семинаре скорее обременит, нежели окрылит этих работников. 

Домоседы, составляющие 20% работающих людей (54%, мужчины старше 40 лет), терпеть не могут поощрений вроде участия в международных конференциях, нарушающих привычный распорядок жизни. Лучшим вознаграждением для них станет внеочередной выходной. 

Материалисты (19%, в основном женщины, не удовлетворенные своей работой) всегда предпочтут звонкую монету лавровому венку. Они почти не реагируют на различные виды благодарности, а лучший способ мотивации для них — денежная премия. 

Узники (17%, женщины старше 45 лет с очень высоким доходом) — это люди, добившиеся видимых результатов в карьере и имеющие устойчивое материальное положение, для которых важна самореализация. Их рекомендуется поощрять комфортными условиями работы и участием в новых проектах.

Охотники за похвалой (16%, в основном мужчины) млеют от признания их заслуг. 

Инициаторы (8%, главным образом молодые мужчины), они так любят свою работу, что лучшая награда для них — это особый статус, позволяющий управлять другими сотрудниками и расширять сферу своей деятельности.

     «Конечно, поощрение является мощным стимулом для работников, — отмечает в беседе с изданием доктор экономических наук, заведующая кафедрой управления Института экономики, управления и права РГГУ Наталья Овчинникoва. — Для людей технического склада предпочтительнее материальное вознаграждение, будь то премия, прибавка к зарплате или путевка. А вот люди творческих профессий не могут жить без признания, похвалы и восхищения их талантами и профессиональными качествами. Однако в России руководитель должен понимать, что одними грамотами сыт не будешь, и все достижения своих подчиненных следует отмечать пусть небольшим, но материальным вознаграждением».






← предыдущая статья   архив статей   следующая статья →

2006 - 2024 © Национальный Кадровый Центр

Поиск и подбор персонала, рекрутинг.